ПОЗНЕР ИЗВИНИТСЯ


"О ВРЕМЕНА, О НРАВЫ"

Виктор Лихачев,
газета "Встреча", г. Дубна, 11.02.2004 г. (№6)


Он обаятелен, умен, ироничен. Все время призывает телезрителей думать. Для многих это известный телеведущий.
На одном из порталов о Владимире Владимировиче Познере (речь веду именно о нем) сказано буквально следующее: «Познеровская манера ведения передачи привлекает зрителей прежде всего тем, что он не навязывает аудитории готовые рецепты, а вместе с ней ищет ответы на самые острые вопросы». Говорят, что самые известные люди — политики, общественные и культурные деятели — мечтают о том, чтобы полный тезка нынешнего президента России пригласил их в свою еженедельную информационно-публицистическую программу «Времена». Впрочем, Познер и сам является президентом — Академии российского телевидения.
«Не навязывает», «ищет»... Давайте откликнемся на призыв телевизионного прези-дента и подумаем: может, король-то голый? И, следовательно, нет и в помине объективности, как нет поиска истины в тех передачах, которые он вел и ведет. Чтобы мне не быть голословным, предлагаю вспомнить хотя бы несколько выпусков программы «Времена». А может, начнем со знаменитых советско-американских телемостов, которые и сделали широко известным сына эмигранта и скромного диктора советского Иновещания?
Нам говорили, что «мосты» идут в прямом эфире. Оказалось, их прилично правили. Что-то вырезали, что-то редактировали так, что... Помните знаменитую фразу одной женщины из познеровской передачи: «У нас секса нет»? Фраза стала крылатой, чуть ли не символом жизни «в совке». Недавно прочитал интервью той женщины. Горькое интервью. «Той передачей Познер сломал мне жизнь... Я стала посмешищем. Хотя в передаче по-настоящему все звучало иначе. Но все другие мои слова он вырезал».
Впрочем, подумаешь, судьба какого-то маленького человека.
Владимир Владимирович мыслит эпохально-глобальными, так сказать, масштабами. Мало кто знает, что у него хватает силы вести и радиопередачи, много ездить по стране и миру, читать лекции. В старом русском городе Калуге он заявил буквально следующее: «Беда России — пагубная роль Русской Православной Церкви» («Радонеж», № 6,2003 г.). Вы можете представить себе популярного итальянского ведущего, который бы публично произнес: «Беда Италии — пагубная роль Католической Церкви»? Не сомневаюсь, что на следующий день он стал бы безработным.
В следующий раз, когда будете смотреть «Времена», присмотритесь повниматель-нее к поведению ведущего. Никакого обсуждения и поиска истины в передаче нет. С-гласен с теми, кто считает, что истина Познеру не то что не нужна — она для него опасна. Он заранее заготавливает вывод (знаменитое заключительное слово Познера), кото-рый «вколачивается» в головы аудитории. Как только возникает угроза поворота сюжета «не туда», куда Нужно Познеру, угроза появления другой точки зрения будет пресечена любым способом (арсенал у ВВП богатейший: здесь и затыкание рта, и извращение смысла сказанного и т. д.). Присмотритесь и к подбору участников передачи. Складывается впечатление, что с некоторыми из них («соратниками») ход передачи оговорен заранее—Впрочем, от теории пора переходить к практике. В прошлом году перед уходом ,на каникулы Познер соединил воедино очень важные проблемы — продажу земли, коррупцию, рост популярности Сталина и антисемитизм. Так вот, задав вопрос о причине этих бед, ведущий пресекал всякую попытку сформулировать что-то вразумительное.
Художника Глазунова постоянно перебивал, тех, кто повторял на все лады что сталинизм и антисемитизм — это ужасно, слушал терпеливее. И вдруг встрепенулся:.«Ах, вот как?!» — это когда режиссёр Сокуров сказал о том, что без покаяния человек не сможет ничего доброго сделать на земле. Как будто не сам в майской передаче ставил в пример россия-нам немецкий народ, который живет с чувством вины за со-деянное в годы войны.
Вернемся, однако, к более свежим «Временам». Передача от 25 января, посвященная личности В. И. Ленина, Не будем спорить, личность эта вызывает самые крайние оцен-ки. Но раз уж назвался объек-тивным — помоги с помощью своих гостей если не найти, то хотя бы приблизиться к истине. Что же было в передаче от 25 января? Гостями стали известный режиссер Марк Захаров, писатель Виктор Ерофеев, историк Рой Медведев, бывший главный идеолог Александр Яковлев и философ и социолог Сергей Кара-Мурза.. Расклад сил: «за» Ленина — С. Кара-Мурза, держался нейтралитета Р. Медведев, все остальные плюс ведущий, который в этот раз, похоже, не собирался скрывать свои чувства, — «против».
Давно знаю С. Кара-Мурзу. И пусть по многим вопросам с ним не соглашаюсь, не могу не оценить его эрудиции, ума. А теперь вот — и мужества. Да-да, поразило, как корректно, но в то же время твердо он себя вел. Он, наверное, первый за всю историю «Времен» отказался от навязываемой Познером односторонней формы коммуникации (я задаю вопросы, вы на них отвечаете). Кара-Мурза отказался быть послушным и оказался (повторяю, очень даже интеллигентно) следовать чужой воле. Когда стало ясно, что философ явно переигрывает ведущего, тот стал хамить, обвинив оппонента в том, «что он говорит не по существу» - (то не удалось Познеру в студии потом вырезали с помощью редакторских ножниц Из передачи были вырезаны целые куски, кое-что даже меняли местами. Например, в середине передачи С Кара-Мурза начинает ни с того ни с сего говорить о захоронении Ленина. Но, как оказалось, в оригинале данная реплика стояла в конце передачи, после того как Познер сам поднял этот вопрос.
Упоминание «не в тему» должно было выставить неудобного оппонента в совершенно неудачном свете. А неделей ранее, 18 января, была еще одна передача, завершившаяся традиционным заключительным словом ведущего Так вот оно просто переполнило, например, мое терпение. Как я узнал позже, многих других тоже. Итак, академик обвинил Россию в «некотором пренебрежении ценности человеческой жизни, которое в России имеет исторические корни» И дальше — еще более определенная оценка сознанию и психологии целого народа: «По-моему, это определенный изъян. Просто изъян даже в психологии» Вы поняли, насколько мы ущербны, причем на генетическом уровне? Доказательства? Пожалуйста, опять цитирую Познера: «В России говорят так: лес рубят — щепки летят На самом деле речь, как вы понимаете, вовсе не о лесе, не о деревьях, а о людях. Так вот, если перевести эту пословицу, так сказать, на нормальный такой, понятный для всех язык, можно было бы сказать, что вот когда охотятся на виноватых, иногда погибают совершенно невинные люди.
И то, что охоту на виноватых сравнивают с рубкой деревьев, меня не очень огорчает. Но вот то, что уничтожение людей невинных сравнивают с щепками, вот это для меня предмет серьезной озабоченности». Сильно сказано! Но давайте разберемся во всем по порядку Во-первых, у любой пословицы есть несколько толкований, не обязательно такое кровожадное. Во-вторых, искать изъяны в психологии целого народа по одной пословице неправильно.
Лет десять назад я купил «Золотую книгу сказок», в которой были собраны самые известные сказки народов мира. Причем, составители хвастались, что перевод сказок выполнен так сказать, с самых ранних образцов. И вот во французской сказке «Мальчик с пальчик» я прочитал, как родители несчастного недомерка три раза отводили его в лес, в надежде, что он будет съеден волками.
Сказочник их оправдывал тем, что голод был, здоровым есть нечего, а здесь почти инвалид.
Зато в другой сказке, немецкой, другие родители подошли к вопросу более кардинально: они просто скушали своего ребенка… Теперь скажите, имею ли я право после прочтения этой книги во всеуслышание заявить, что французы и немцы — садисты, изверги и каннибалы на генетическом уровне.
И, наконец, в-третьих. Года три назад мне посчастливилось писать о замечательном человеке — Григории Федоровиче Гребенюке. Был в его биографии такой эпизод. Освобождена западная Польша. В тех краях традиционно жило много немцев. 20-летний лейтенант Грёбенюк получает приказ срочно разминировать подходы к огромному складу боеприпасов, расположенному в лесу. Польские полицейские быстро нашли выход из ситуации, приведя к русскому лейтенанту две сотни немецких женщин, стариков и детей. «Зачем тебе своих гробить, пан офицер, пусти вперед вот этих» По вашей теории, господин Познер, Грёбенюк должен был с радостью согласиться, ведь в психологии русака заложено лес рубят — щепки летят. А если еще и щепки немецкие? Немцы поняли все. Какая-то пожилая фрау стала говорить Гребенюку, что это бесчеловечно так поступать с людьми. «Но ведь их отцы и братья с нашими женщинами так поступали», — настаивали на своем поляки. Двадцатилетний советский офицер, мистер Познер, сказал всего несколько слов: «Идите по домам, как-нибудь управимся». И все, как один, эти двести человек опустились на колени перед незнакомым русским пареньком. Впрочем, вам, академик от эфира, боюсь, никогда этого не понять
Виктор ЛИХАЧЕВ
 


Будем признательны за критику и предложения.
Пишите нам по адресу
kroupnov@kroupnov.ru

Rambler's Top100 be number one